Профориентационная работа
Тематический план работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями.
I. Игровая деятельность
Рассматривание игрушечного поезда:
Цель: познакомить с поездом.
Игра – драматизация «Веселый поезд».
Цель: развивать внимание и наглядно – действенное мышление; обучать ориентироваться в пространстве, познакомить детей с загадками.
Игра по социально – эмоциональному воспитанию «Разноцветное настроение».
Цель: учить детей различать грустное и веселое настроение, стимулировать внимание детей, продолжать знакомить с железной дорогой.
Игры с конструктором. «Железнодорожный вокзал».
Цель: развивать умение различать и показывать отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи; учить строить.
Сюжетно – ролевая игра «Поезд из Ромашково».
Цель: обыграть с детьми поездку на поезде; уточнить, что у поезда есть вагоны, где сидят люди, а ведет поезд машинист.
II. Художественная деятельность
Рисование «Железная дорога» коллективная работа.
Цель: продолжать знакомить детей с железной дорогой; учить рисовать – нетрадиционным методом – пальцами.
Индивидуальная работа по рисованию «Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги».
Цель: воспитывать отзывчивость, доброту; учить наносить штрихи и проводить прямые линии в разных направлениях.
Конструирование из бумаги «Паровозик».
Цель: продолжать знакомить детей с железной дорогой; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, сглаживая линию сгиба.
Чтение рассказа Я.Тайц «Поезд»
Цель: воспитывать желание слушать, понимать содержание рассказа.
Лепка – индивидуальная работа «Новые рельсы».
Цель: учить детей делать атрибуты к игре совместно с воспитателем.
Коллективная работа по изо: «Вот поезд наш едет…»
Цель: учить использовать в своей работе разные виды изодеятельности и различные материалы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
I. Игровая деятельность
Сюжетно – ролевая игра «Вокзал».
Цель: учить детей обыгрывать сюжет, распределяя роли между собой; активизировать словарь детей словами – железнодорожный вокзал, касса, кассир, перрон, рельсы, машинист, проводник.
Сюжетно – ролевая игра «Поезд».
Цель: учить детей выполнять роли: машиниста, кассира, проводника.
Игра – эстафета «Вагончики».
Цель: развивать быстроту движений.
Игра с заводным поездом.
Цель: развивать интерес к заводным игрушкам.
Игры с конструктором: строим поезд.
II. Познавательная деятельность
Беседа «Что такое вокзал?»
Цель: уточнить представление детей о вокзале, что там делают люди, для чего он нужен?
Беседа «Правила поведения и безопасности на железной дороге».
Цель: познакомить детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге, с работой семафора.
Рассматривание альбомов о железной дороге.
Беседа «Как себя надо вести в поезде?»
Цель: прививать детям в общественных местах.
Беседа «Работники железной дороги».
Цель: познакомить детей с разными железнодорожными профессиями.
III. Художественная деятельность
Чтение книг из серии «Сказки старого семафора», «Неожиданная остановка», «Где начинаются рельсы», Е. Иванова «Морозный вагон», Т.И. Михайлова, «Пых-пых и чух-чух» А. Сорокин.
Цель: развивать внимание, интерес к литературным произведениям.
Чтение стихотворения «Багаж» С. Маршака.
Цель: познакомить детей со словом «багаж»; учить слушать внимательно большое по объему стихотворение.
Коллективная работа по изодеятельности «Красивый поезд»
Разучивание и пение песен о поездах.
Разучивание стихов о железной дороге.
СТАРШАЯ ГРУППА
I. Игровая деятельность
Игра – эстафета «Вагончик».
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, чувство коллективизма.
Сюжетно – ролевая игра «Вокзал».
Цель: расширять знание детей о том, что такое – вокзал, что там делают люди.
Пазлы «Собираем паровозики».
Цель: развивать сообразительность, мелкую мускулатуру рук.
Сюжетно – дидактическая игра «Как вести себя в поезде».
Цель: уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в поезде. Обобщить и систематизировать знание детей о способах передвижения человека по железной дороге.
Игра – драматизация по стихотворению С.А. Маршака «Багаж».
Цель: расширять представление детей о железнодорожном транспорте: в поездах люди путешествуют, перевозят багаж. Развивать у детей выразительность мимики движений, интонации.
Сюжетно ролевая игра «Путешествие по железной дороге».
Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры, знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представление детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Сюжетно – ролевой блок: «Вокзал», «Касса», «Буфет», «Зал ожидания»,
«Мед. пункт».
II. Познавательная деятельность
Беседа «Мы будущие железнодорожники».
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями машиниста, начальника станции, осмотрщика вагонов, диспетчера. Дать понятие, что работа на железной дороге очень нужная и ответственная.
Беседа «Что я видел на вокзале?».
Цель: закрепить знание детей о работе железнодорожников, (билетный кассир, диспетчер, дежурный по вокзалу, начальник вокзала, уборщица и т.д.).
Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пассажиром разрешается».
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о способах передвижения человека по железной дороге, объяснить правила поведения в поезде. Способствовать формированию культуры речевого общения.
Беседа «Наш друг шлагбаум».
Цель: дать представление о шлагбауме, объяснить его значение на железной дороге.
Викторина «Железная дорога – детям не игрушка».
Цель: закрепить знание о железной дороге, о поведении в транспорте, о безопасности на железной дороге.
Составление рассказов на темы: «Мои родители железнодорожники», «Как я путешествовал на поезде»
Цель: учить детей придумывать рассказы с началом или концом, предложенным воспитателем; развивать связную речь.
Разгадывание кроссвордов, составленных воспитателем, о железной дороге.
Цель: учить детей раскрывать образный смысл выражений и загадок.
Музыкальное развлечение ко Дню железнодорожника.
Рассматривание альбомов, сделанных воспитателями, о железной дороге.
III. Художественная деятельность
Конструирование из строительного материала «Железнодорожный вокзал».
Цель: упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти побуждая их к проявлению творчества и изобретательности; учить договариваться о предстоящей работе; находить рациональные способы конструирования; самостоятельно принимать решение.
Конструирование из бумаги и природного материала «паровоз».
Цель: знакомить детей с железной дорогой; совершенствовать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно срезая и склеивая ее. Дополнять вагончики мелкими деталями. Учить использовать для изготовления дополнительных атрибутов природный материал.
Конструирование из бумаги и бросового материала: «Товарный поезд».
Цель: закрепить знание детей о назначении товарных и грузовых поездов; развивать конструктивные умения, умения распределять этап работы, использовать для изготовления дополнительных атрибутов разнообразный материал.
Рисование «Поезда будущего».
Цель: развивать фантазию, творчество.
Рисование «Мои родители – железнодорожники».
Цель: развивать интерес к профессиям железнодорожников – родителей. Учить отображать это в рисунке.
Рисование: «Я б железнодорожником пошел, пусть меня научат».
Цель: воспитывать интерес к профессии железнодорожников, развивать творческое воображение.
Рисование на асфальте «Вот поезд наш едет, колеса стучат».
Чтение детям книг:
«Моя железная дорога»;
«Сказки на колесах» Г. Цыферов;
«Паровозик ПЫХ» Т. Крючкова;
«Железная дорога» Б. Житков;
«Вот какой рассеянный» С. Маршака.
Цель: воспитывать внимание, интерес к произведениям.
Конкурсы детских рисунков.
Изготовление материалов и атрибутов к играм на железнодорожную тематику